Список форумов Севастополь.ws
Севастополь.ws   |   FAQ   |   Правила   |   Поиск   |   Пользователи   |   Регистрация
Личные данные   |   Войти и проверить личные сообщения   |   Вход

Крым и Севастополь 1920 - 1921 год

 
Создать   Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Svarog
Матрос
Матрос




Пришёл: 28.06.2009
Сообщения: 43

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 08.12.2009, 09:26             цитировать    

К О Н С Т А Н Т И Н
К О Л О Н Т А Е В










Создание и деятельность
органов государственной власти
в Крыму и Севастополе,
и образование Крымской АССР
в ноябре 1920 – в 1921 году



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………. 3
ГЛАВА I. ……………………………………… 6
СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КРЫМУ И СЕВАСТОПОЛЕ В НОЯБРЕ 1920 – НОЯБРЕ 1921 ГОДА.

1.1. Создание системы чрезвычайных органов государственной власти в Крыму и в Севастополе в ноябре 1920 – январе 1921 года
1.2. Прекращение деятельности чрезвычайных органов государственной власти (ревкомов) и создание Советов в Крыму и в Севастополе в июне – ноябре 1921 года.

ГЛАВА II. …………………………………….. 10
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРЫМА В НОЯБРЕ 1920 – В 1921 ГОДУ.

2.1. Деятельность ревкомов Крыма и Севастополя в ноябре 1920 – июле 1921 года.
2.2. Деятельность Советов Крыма и Севастополя в июле – ноябре 1921 года.

ГЛАВА III. …………………………………… 29
ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКОЙ АССР.

3.1. Внешнеполитические аспекты создания Крымской АССР в 1921 году.
3.2. Деятельность крымских партийных и советских органов по созданию Крымской АССР.
3.3. Первый Съезд Советов Крыма и образование Крымской АССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 35


Создание органов
государственной власти в Крыму
в ноябре 1920 – ноябре 1921 года

ВВЕДЕНИЕ


Тема государственного строительства на территории Крыма и Севастополя в течение первого года после окончания там Гражданской войны до сих пор еще почти не изучена. Особенно это касается деятельности чрезвычайных органов тогдашней Советской власти в лице революционных комитетов (ревкомов), и причин создания в 1921 году Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, в состав которой также вошел и Севастополь. Раскрытию и анализу этих исторических проблем и посвящена данная работа.
Впервые мысль о создании Советами чрезвычайных организаций – ревкомов, для непосредственного руководства и проведения вооруженного восстания, высказал В. И. Ленин в годы Первой русской революции 1905–1907 гг., в работе "Роспуск Думы и задачи пролетариата" .
Однако свое практическое осуществление идея ревкомов получила в августе – октябре 1917 года в период борьбы с мятежом генерала Корнилова, подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции в виде военно-революционных комитетов.
Победа Октября и процесс установления Советской власти вызвала изменение в направлении деятельности ревкомов, которые из органов подготовки и проведения вооруженного восстания стали становиться органами государственного управления. По мере укрепления Советов военно-революционные комитеты передавали им функции управления государством и прекращали свое существование.
Гражданская война привела к новому оживлению деятельности ревкомов и последующему их разделению на два типа: ревкомы прифронтовой полосы, создававшиеся с целью укрепления тыла сражающихся советских армий, путем концентрации военной и гражданской власти в руках единого органа власти; вторым видом ревкомов были ревкомы, создаваемые на недавно освобожденных территориях с целью быстрейшего восстановления народного хозяйства, воссоздание Советов и передачи им в дальнейшем всей полноты власти.
Все эти функции ревкомов были юридически закреплены в "Положении о революционных комитетах", принятого ЦК РКП(б) 22 октября 1919 года .
В этом документе определялись функции и структура губернских, городских, уездных и волостных ревкомов. В феврале 1920 года данный документ был дополнен "Положением о сельских ревкомах", изданном НКВД РСФСР .
Таким образом, к моменту освобождения Крыма от белых в середине ноября 1920 года законодательная база, определявшая структуру и обязанности ревкомов всех уровней, существовала в полностью оформленном и законченном виде.
Согласно этим документам Крымский ревком относился к числу губернских ревкомов, "действующих на освобожденных территориях". Ревкомы данного типа создавались первоначально в составе 3–5 человек, затем при них создавался аппарат текущего управления в виде различных подразделений. Эти подразделения были аналогичны отделам и управлениям исполнительных комитетов местных Советов. В отличие от Советов ревкомы не выбирались, а назначались и действовали по принципу вертикальной централизации и подотчетности вышестоящим органам власти.
Ревкомы создавались во всех административных единицах губернии, объявленной или находящейся на чрезвычайном положении, начиная с губернского и через городские, уездные до сельских включительно.
Согласно "Положении. о революционных комитетах" от 22 октября 1919 года Крымский ревком состоял из отделов: управления, юстиции, труда, финансового, земельного, продовольственного, здравоохранения, народного образовании, Совета народного хозяйства, управления милиции и рабоче-крестьянской инспекции .
Городские и уездные ревкомы состояли из отдела управления, отделов: юстиции, труда, коммунального, финансового, земельного, продовольственного, соцобеспечения, народного образования, здравоохранения, военного, совета народного хозяйства, статистического бюро, милиции и рабоче-крестьянской инспекции .
Волостные ревкомы: отдел управления, земельный, военный, народного образования .
Сельские ревкомы создавались вначале в селах с населением не менее 300 жителей, затем – не менее 1.000 жителей, в составе 3 человек: председатель, секретарь, член ревкома. Несколько мелких деревень объединялись в один сельский ревком так, чтобы их совокупное население не превышало 1.000 жителей, с тем, чтобы расстояние от них до села, где находился ревком, не превышало 10 верст. В задачу сельских ревкомов входило: выполнение постановлений вышестоящих ревкомов, восстановление разрушенного хозяйства, организация коллективных хозяйств, охрана революционного порядка, борьба со спекуляцией и незаконной продажей, сбор продразверстки или продналога, проведение военных мобилизаций, материальное обеспечение семей красноармейцев, проведение трудовых мобилизаций, наблюдение за санитарным состоянием села и содействие в борьбе с эпидемиями .
Основным подразделением ревкома любого уровня, за исключением сельских, являлся отдел управления, который осуществлял административную власть на территории подведомственной тому или иному ревкому, и координировал работу других отделов ревкома. Заведующий отделом управления являлся первым заместителем председателя соответствующего ревкома.
Основными задачами отдела управления, согласно действующим инструкциям, являлись: организация органов административного управления и руководство их деятельностью, текущее административное управление, организация выполнения общественных повинностей, учет населения, изоляция вредных для общества элементов.
Отдел управления состоял из нескольких подотделов и управлений, подотделы: общий, инструкторско-информационный, общественных работ и повинностей, ЗАГС; управления эвакуации и управления милиции. Функциональные обязанности и структуры подотделов и управлений отдела управления: общий подотдел – наблюдал за правильным исполнением декретов, постановлений и распоряжений административного характера центральной и местной власти; осуществлял предварительное рассмотрение вопросов об организации новых и изменении старых административных единиц, решал вопросы гражданства, выдавал разрешения на выезд за границу; регистрировал мандаты прибывающих по служебным делам или выдаваемые местными учреждениями, выдавал разрешение на изготовление печатей, штампов, бланков.
Информационно-инструкторский подотдел – публиковал декреты и распоряжения центральных и местных властей, служебную и инструкторскую литературу, собирал и обрабатывал сведения о работе и нижестоящих органов, информировал выше и нижестоящие органы о работе ревкома, инструктировал и посылал на месте инструкторов для организации и постановки органов, подведомственных отделу управления, наблюдал за законностью и целесообразностью распоряжений административного характера подведомственных ревкому учреждений; вырабатывал инструкции, циркуляры по ведению делопроизводства и управлению делами в подведомственных учреждениях; готовил инструкторов, организовывал курсы советских работников, участвовал в работе по созыву Советов; вел учет личного состава ответственных работников ревкома и отделов.
Подотдел общественных работ и повинностей состоял из отделения трудовой повинности и отделения лагерных и принудительных работ. Отделение трудовых повинностей ведало организацией и учетом исполнения различных трудовых повинностей. Отделение лагерных и принудительных работ занималось организацией и управлением лагерных и принудительных работ, регистрацией осужденных на принудительные работы без лишения свободы; созданием и управлением лагерей для военнопленных и осужденных, выдачей удостоверений на освобождение из лагерей и от принудительных работ на основании постановлений судебных и административных учреждений. Отделение лагерных и принудительных работ делилось на следующие делопроизводства: а) административное (управление лагерями в пределах территории ревкома); б) учетно-распределительное (распределение осужденных по местам заключения или исправительных работ, сбор и регистрация соответствующего статистического материала).
Подотдел ЗАГС (регистрация рождений, смертей, браков, разводов, смены фамилий).
Рабоче-крестьянская инспекция (контроль за деятельностью органов государственного управления и народного хозяйства).
Управление милиции – охрана революционного порядка, борьба с его нарушителями, проведение в жизнь постановлений Советской власти. В тот период времени милиция состояла из городской и уездной, а также промышленной, горной, лесной, железнодорожной и водной милиции. Уездные и городские управления (отделы) милиции состояли из двух отделений: отделение службы (охрана наружного общественного порядка) и отделения уголовного розыскная (розыскная милиция) .
Совет народного хозяйства (совнархоз) – непосредственное управление экономикой на территории действия того или иного ревкома, проведение восстановительных работ в промышленности.
Таким образом, структура образованных в Крыму ревкомов полностью соответствовала поставленным перед ними задачам: организация борьбы с политическими противниками Советской власти, восстановление общественного порядка на подведомственной им территории, восстановление промышленности и сельского хозяйства, здравоохранение и культурное строительство, социальное обеспечение, подготовка и проведение выборов в Советы соответствующих уровней.

ГЛАВА I
Создание органов
государственной власти в Крыму
в ноябре 1920 – ноябре 1921 года

Часть I.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КРЫМУ
В НОЯБРЕ 1920 – ЯНВАРЕ 1921 ГОДА


Обращаясь к вопросам непосредственного создания ревкомов в Крыму, как органов государственной власти, необходимо отметить, что этот процесс состоял из двух этапов. Первый этап – это создание ревкомов. Он приходится на период с 12 по 20 ноября 1920 года, когда войска белых либо начинали оставлять тот или другой город Крыма, либо полностью покидали его, а войска Красной Армии в него еще не вступали. В этот период представители местных организаций различных левых партий, обычно коммунистов, левых эсеров, анархистов, а также профсоюзов для предотвращения обстановки безвластия для поддержания нормальных условий жизни города создавали временный революционный комитет, который с помощью освобожденных из плена красноармейцев, или перешедшего на его сторону рядового состава подразделений врангелевской армии и полиции, поддерживал порядок и нормальный ход жизни в городе до вступления в него частей Красной Армии .
Второй этап становления крымских ревкомов наступил после прихода в тот или иной город Крыма частей Красной Армии. Начало этому этапу положил приступивший к работе 16 ноября 1920 года в Мелитополе Крымский ревком. Приказ № 1 Крымского ревкома от 16 ноября 1920 года провозглашал о создании Крымского ревкома в составе 6 человек во главе с председателем ревкома Бела Куном и заместителем председателя Ю. Гавеном . Членами Крымревкома согласно этому приказу были назначены: Меметов, Идрисов, Давыдов, Лидэ. Существуют данные о более раннем создании Крымревкома, постановлением № 87 от 14 ноября 1920 года Реввоенсовета Южного фронта , однако официально согласно Приказу № 1 самого Крымревкома, он начал свою деятельность именно 16 ноября 1920 года. Об этом сообщил в отчетном докладе о деятельности Крымревкома его председатель Ю. Поляков на I Всеукраинском учредительном съезде Советов 8 ноября 1921 года. Судя по докладу за неполный год своего существования Крымревком издал 496 приказов по различным отраслям своей деятельности и провел 120 заседаний, то есть собирался в полном составе каждые 2–3 дня .
Создание Крымского и местных ревкомов проходило под фактическим руководством Крымского областного комитета РКП(б), сформированного по указанию ЦК РКП(Б) 15 ноября 1920 года во главе с Розалией Самойловной Землячкой .
Создание местных ревкомов организовали местные партийные комитеты и политотделы воинских частей, находившихся в тех или иных городах и населенных пунктах. В случае, если в том или ином населенном пункте партийной организации не оказывалось, создание ревкома целиком возлагалось на политотдел, находившейся в нем воинской части, одновременно с этим распускался временный ревком, созданный в период безвластия.
Так, например, Севастопольский ревком второго состава был создан вечером 16 ноября 1920 года на совместном собрании горкома партии, Реввоенсоветов Первой и Второй конных армий, 6-й общевойсковой армии, командования и политотдела 51-й стрелковой дивизии. После отчета первого состава ревкома собрание приняло следующее постановление: "На основании существующих положений РСФСР о ревкомах, созданный ранее ревком считать распущенным, выразив ему благодарность за исполненную работу и организовать революционный комитет Севастополя ".
Аналогичным образом с помощью политотдела Латышской дивизии 13 ноября 1920 года был создан ревком Евпатории. 14 ноября политотделом 2-й кавалерийской дивизии Второй конной армии был образован Бахчисарайский ревком, Ялтинский ревком был образован на общем собрании коммунистов Ялты и партийной организации 151-й бригады 51-й дивизии, под руководством политотдела этой же бригады .
Созданные таким образом местные ревкомы затем формально утверждались соответствующими приказами Крымревкома, как, например, Приказ № 6 Крымревкома от 16 ноября 1920 года о создании Феодосийского и Перекопского уездных ревкомов .
Учитывая слабость партийных организаций РКП(б) в только что освобожденном от Врангеля Крыме, роль армейских политотделов в создании ревкомов была решающей, особенно в плане укомплектования их кадров. Так, например, для укомплектования аппарата Севастопольского ревкома было направлено 200 моряков и красноармейцев .
Последним из постоянных ревкомов в городах Крыма был сформирован 23 ноября 1920 года Балаклавский ревком . Создание волостных и сельских ревкомов закончилось к концу декабря 1920 года.
Окончательные итоги организационного становления Крымских ревкомов всех уровней и первых результатов их деятельности были подведены на Съезде председателей ревкомов Крыма, состоявшемся 15 февраля 1921 года в Симферополе, на котором были заслушаны отчеты о работе Крымревкома, его отделов и отчеты о работе местных ревкомов .



Часть II.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВКОМОВ И СОЗДАНИЕ СОВЕТОВ В КРЫМУ В ИЮЛЕ-НОЯБРЕ 1921 ГОДА

Вопрос о продолжительности деятельности ревкомов в Крыму начал обсуждаться практически сразу же после их создания. Это стало одним из вопросов на проходившем 21–22 декабря 1920 года в Симферополе совещания председателей и заведующих отделами управления городских и уездных ревкомов Крыма. В резолюции совещания по данному вопросу говорилось следующее: "Поскольку Крым только как полтора месяца очищен от белых органы Советской власти недостаточно организованы, население, особенно сельское, недостаточно подготовлено к выборам в Советы, то в них могут пройти антисоветские элементы. Поэтому необходимо пока Крым очищается от белогвардейского элемента оставить у власти военно-революционные органы власти, которые совместно с партийными комитетами поведут самую усиленную кампанию по подготовке населения к предстоящим выборам" .
Ввиду отсутствия представительных органов власти в лице Советов местные советы в целях привлечения общественности к делам управления периодически проводили различные общие собрании я, совещания, беспартийные конференции.
Особенно широко эти формы использовались Севастопольским ревкомом. Уже 27 ноября 1920 года им было созвано общее собрание всех бывших депутатов городских Советов созывов 1917–1919 годов и представителей профсоюзов. На собрании выступил председатель Севастопольского ревкома Семен Крылов. Им на рассмотрение собрания была представлена программа ближайшей деятельности ревкома, которая была собранием одобрена .
Затем 5 декабря 1920 года была созвана Первая городская беспартийная конференция. На ней присутствовало 400 делегатов, представлявших рабочих, моряков и красноармейцев Севастополя. На конференции обсуждались вопросы снабжения продовольствием, восстановления народного хозяйства, образования, создания в Севастополе рабоче-крестьянской инспекции. В дальнейшем беспартийные конференции в Севастополе проходили каждые полтора-два месяца. Всего в Севастополе за время деятельности ревкома прошло три городских беспартийных конференции .
Беспартийные конференции в Севастополе, по мнению председателя ревкома С. Крылова, заменяли в период деятельности ревкома городской Совет .
Подготовка к выборам в Советы началась в Крыму весной 1921 года в соответствии с решением VIII Всероссийского съезда Советов: "О проведении выборов местных Советов". Раньше всех в Крыму выборы в Совет прошли в Севастополе. Они начались 20 июня 1921 года и завершились к концу месяца. В городской Совет было избрано 384 депутата (1 депутат от 100 избирателей). Партийный состав Севастопольского горсовета был следующим: 291 коммунист, 1 меньшевик и 92 беспартийных .
В период с 1 по 15 июля 1921 года прошла первая сессия вновь избранного Севастопольского городского Совета. На ней был заслушан отчет Севастопольского ревкома о проделанной им за время своего существования работе и избран исполком Совета в составе 15 человек. На состоявшемся сразу после этого заседании исполкома его председателем был избран бывший председатель Севастопольского ревкома Семен Крылов .
В целом по Крыму выборы в советы начались на месяц позже. Постановлением Крымревкома от 21 июня 1921 года была образована Крымская избирательная комиссия. К концу июня 1921 года избирательные комиссии были созданы во всех административных единицах Крыма .
В начале избирательной кампании Крымский ревком опубликовал специальное воззвание к сельским избирателям, озаглавленное "Кого выбрать в Советы?". В обращении по этому вопросу говорилось следующее: "Не каждого крестьянина можно выбрать в Советы. Если крестьянин по недомыслию тянется за помещиком его не нужно выбирать. Если крестьянин был раньше кулаком его не нужно выбирать. Нужно зорко следить, чтобы в Совет не прошел бывший полицейский, жандарм, бандит, дезертир. Лучше всего, если в деревне есть коммунист. Его нужно избрать в Совет, конечно, если это настоящий коммунист. Если коммунист пьянствует, берет взятки его нельзя выбирать, а надо сообщить в город партийному комитету, чтобы его исключили из партии.
Почему надо выбирать коммуниста? Потому что коммунист не собьется с пути, всегда будет гнуть линию за бедняков, заботиться о голодных, добывать семена для посева. Коммунист всегда будет знать, как надо поступать, чтобы укрепить сельское хозяйство. Но в деревне коммунистов немного, в некоторых нет совсем. Там надо выбирать честных и толковых крестьян, которые все силы положат на улучшение крестьянского хозяйства и всей рабоче-крестьянской республики" .
Таким образом, крестьянам сообщались принципы, которыми они должны были руководствоваться при избрании депутатов в Советы всех уровней, но, прежде всего, в сельские и волостные Советы.
Выборы в местные Советы Крыма проходили в три этапа. В июле 1921 года прошли выборы в городские Советы. Было избрано 1093 депутата, абсолютное большинство из которых составили коммунисты и им сочувствующие. Так, например, в Симферопольский городской Совет было избрано 306 депутатов. Из них 250 коммунистов и сочувствующих, 2 эсера, остальные беспартийные .
В августе-сентябре 1921 года прошли выборы в районные Советы. В конце октября – начале ноября прошли уездные съезды Советов. В них принимали участие депутаты районных, волостных и сельских Советов, находившихся на территории того или иного уезда. На уездных съезда советов было избрано 428 делегатов на I Всекрымский съезд Советов, который состоялся 7–8 ноября 1921 года в Симферополе .
Съезд заслушал отчет Крымского ревкома, принял Конституцию Крымской АССР, избрал Центральный исполнительный комитет Крымской АССР в составе 50 членов и 15 кандидатов члены. На своем первом заседании 8 ноября 1921 года Центральный исполнительный комитет избрал Президиум в количестве 5 человек. Председателем Центрального исполнительного комитета был избран Ю. П. Гавен. Центральный исполнительный комитет утвердил состав Совета Народных Комиссаров Крымской АССР во главе с Саидом Галиевым .
Таким образом, завершился процесс передачи власти в Крыму от ревкомов к Советам.



ГЛАВА II
Деятельность органов
государственной власти Крыма
в ноябре 1920 – в 1921 году

Часть I.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕВКОМОВ КРЫМА
В НОЯБРЕ 1920 – ИЮЛЕ 1921 ГОДА


Говоря о деятельности ревкомов в указанный период, необходимо остановиться на той ситуации, которая сложилась в Крыму в середине ноября 1920 года к моменту начала деятельности ревкомов и, прежде всего, состоянии экономики, которая находилась в состоянии крайней разрухи. Она коснулась, прежде всего, денежного обращения, промышленности и транспорта. Экономическое положение Крыма до прихода советской власти характеризовалось развалом производства при расцвете торговли и посреднической спекуляции .
К моменту краха врангелевского режима финансовая система Крыма находилась в стадии окончательного разрушения. При 609-тысячном населении Крыма в конце 1920 года в нем находилось в обращении 300 миллиардов рублей бумажных денег и еще столько же были отпечатаны за границей, но не было доставлено в Крым .
Крупная промышленность Крыма практически прекратила свое существование. К началу осени 1920 года остановились Севастопольский морской и Керченский металлургический заводы, большая часть оборудование Симферопольского авиастроительного и Сакского бромного заводов была вывезена за границу. Из оставшихся примерно 400 мелких полукустарных предприятий Крыма производство с трудом поддерживалось на 270. Выпуск промышленной продукции по сравнению с 1913 годом сократился в 3 раза, численность занятых в промышленности сократилась в 2 раза и составляла 9.000 рабочих и служащих .
Распад промышленности усугублялся разрухой на транспорте. Практически прекратил существование морской торговый флот. Крупные суда, за исключением явно непригодных к эксплуатации, были угнаны за границу при эвакуации врангелевских войск из Крыма. Не лучше было положение железнодорожного транспорта, грузооборот которого сократился в 10 раз, а пассажирские перевозки прекратились вовсе .
И без того катастрофическое положение Крымской промышленности и всего населения Крыма усугублял топливный кризис, начавшийся в последние месяцы существования врангелевского режима. С сентября 1920 года полностью прекратилась добыча угля в Бешуйских копях под Бахчисараем, а добыча нефти на Керченском полуострове с 4.000 тонн в 1913 году сократилась к концу 1920 года до нескольких тысяч пудов. В результате в городах Крыма остановились электростанции и водопровод.
В наиболее благоприятном положении оказался Севастополь, в котором после эвакуации врангелевских войск остался месячный запас разных видов топлива (75.000 пудов) и трехнедельный запас продовольствия .
Сельское хозяйство в целом к концу 1920 года пострадало меньше чем промышленность. Однако положение с продовольствием и сельскохозяйственным сырьем было крайне тяжелым, т. к. пребывание на сравнительно ограниченной территории Крыма 150-тысячной врангелевской армии и 300 тысяч беженцев привело к резкому уменьшению запасов продовольствия и, прежде всего, зерна и самое главное, резкое сокращение количества рабочего скота в результате мобилизации в армию нескольких десятков тысяч лошадей, главной тягловой силы тогдашней деревни. Кризис, прежде всего, проявлялся в сокращении посевных площадей. И если сокращение посевов зерновых к ноябрю 1920 года по сравнению с 1913-м было сравнительно незначительным с 655 до 548 тысяч десятин (15 %), то площади и соответственно производство технических культур, виноградников и садов сократилось катастрофически .
Площадь виноградников сократилась с 8.622 десятин до 5. 570 или почти на 40 %, табачных плантаций – в 6 раз. Это сразу поставило на грань голода население предгорных и горных районов Крыма, занимавшихся выращиванием технических культур и, прежде всего, табака .
Развал экономики непосредственно влиял на социально-политическую обстановку в Крыму. Среди населения распространялись, с одной стороны, апатия, пассивность, неверие в возможность властей что-либо изменить в лучшую сторону, и одновременно с этим шел быстрый рост общеуголовной и политической преступности, как в городах, так и в сельской местности. В конце 1920 – начале 1921 года в горнолесных местностях действовало свыше 200 банд, уголовного и политического характера общей численностью около 10.000 человек .
Общественно-политическую обстановку в Крыму осложняла его тогдашняя национально-религиозная пестрота, когда на ограниченной территории проживало 59 национальных общин, в том числе русских и украинцев – 51%, крымских татар – 24%, евреев – 7%, немцев – 6%, греков – 3,3%, армян – 1,7%, болгар – 1,5% и значительное количество других национальностей .
За влияние своих национальных групп боролись различные национальные организации и партии, часто действовавшие под видов национально-культурных обществ и кооперативов, как, например, "Крымский союз южно-русских колонистов германской расы" ("Бундестрой"), еврейское объединение потребительских кооперативов "Самодеятельность", объединение крымско-татарских сельскохозяйственных кооперативов "Шеркет" .
Таким образом, к концу 1920 года экономическая и социально-политическая обстановка в Крыму представляла запутанный тугой узел проблем, разрубить который можно было только путем проведения в жизнь системы чрезвычайных и энергичных мер с помощью соответствующих жестко централизованных организационных структур, какими были созданные в то время в Крыму ревкомы.
Первым шагом Крымского ревкома стали меры по оздоровлению денежной системы в Крыму. Приказом № 5 от 18 ноября 1920 года Крымревком объявил о национализации банковской системы Крыма, а 23 ноября 1920 года было отдано распоряжение о прекращении хождения на территории Крыма всех денежных единиц, кроме советских денежных знаков. На следующий день всем рабочим и служащим государственных предприятий и учреждений было выплачено двухмесячное жалование в советских денежных знаках .
Эта мера позволила значительно оздоровить денежный оборот в Крыму, устранив параллельное хождение примерно шести денежных единиц (царские рубли, "керенки", карбованцы Центральной рады, гривны Скоропадского, рубли Деникина и Врангеля), сняв давление непомерно разбухшей денежной массы на потребительский рынок и подорвав базу для спекуляции.
Говоря об управлении экономикой Крыма со стороны Крымревкома, нужно отметить, что она шла по двум направлениям: изданием специальных приказов Крымревкома по разным вопросам экономической жизни и принимаемых к исполнению местными ревкомами , но главным образом через созданного Крымским ревкомом 17 ноября 1920 года, специального органа по оперативному управлению экономикой – Крымского Совета народного хозяйства ("Крымсовнархоз") .
Во главе Крымсовнархоза находился председатель, имевший несколько заместителей, осуществлявший управление через коллегию Крымсовнархоза. Центральным органом управления экономикой в Крымсовнархозе являлась производственная комиссия, созданная в конце декабря 1920 года. В её функции входили вопросы экономического планирования в общекрымском масштабе. Уже к февралю 1921 года комиссией была разработана программа экономического развития Крыма на 1921 год, исходившая из возможностей производственных мощностей, находившихся под управлением Крымсовнархоза 400 предприятий, в большинстве своем кустарного типа.
Однако выполнить программу не удалось из-за топливного, продовольственного и финансового кризисов, сотрясавших Крым в 1921 году. Так, в частности, неотпуск центральными органами кокса, сорвал ввод в строй Керченского металлургического завода; непоставка из центра 50 тысяч пудов сахара сорвали программу восстановления консервной промышленности .
Крымсовнархоз состоял из следующих отделов: общего, финансово-сметного, отдела химической промышленности, металлов, горно-соляной промышленности, полиграфической, транспорта, топлива, кустарной промышленности, пищевой, кожевенной, табачной и швейной промышленности. Кроме отделов в составе Крымсовнархоза действовал научно-технический совет, уже упоминавшаяся производственная комиссия, а также комиссия по снабжению и комиссия по лесу .
К концу ноября 1920 года было завершено создание центральной структуры Крымсовнархоза, были созданы все его отраслевые отделы. В конце декабря 1920 года было закончено создание отделов народного хозяйства в составе городских и уездных ревкомов, завершившихся проведением 23 декабря 1920 года съезда народных и городских отделов народного хозяйства Крыма, результатом которого стало закрепление связи Крымсовнархоза с его органами на местах и местными ревкомами .
В связи с введением новой экономической политики и изменениями условий хозяйствования в начале лета 1921 года было произведено изменение производственной программы Крымсовнархоза и его структуры. Во всекрымском совещании совнархозов с участием профсоюзных комитетов, состоявшемся 28 июня 1921 года, был намечен ряд мер по совершенствованию деятельности совнархозов и проведением её в соответствие с новыми условиями хозяйствования.
В ходе осуществления принятых постановлений к концу лета 1921 года в Крыму были ликвидированы отделы народного хозяйства уездных и городских ревкомов (за исключением Севастопольского совнархоза), их заменили уполномоченные Крымсовнархоза по городам и уездам Крыма. В результате были в 10 раз сокращены штаты местных экономических органов (вместо 200–400 сотрудников местных совнархозов до 20–50 при уполномоченных) .
Одновременно была упорядочена структуры и сокращены штаты самого Крымсовнархоза. После реорганизации он состоял из 4 отделов: организационного, финансового, снабжения, производственно-технического и 4 управления, охвативших отрасли сельской промышленности, химической, горно-соляной, металлообрабатывающей, топливной, полиграфической, кожевенной, швейной и кустарной промышленности. Штат Крымсовнархоза после реорганизации сократился с 1.000 до 300 человек .
Первыми шагами Крымревкома в экономической сфере стал учет доставшегося ему имущества и последующая его национализация. В течение ноября-декабря 1920 года были учтены и национализированы все отрасли производств, транспорт и торговля .
Большая часть национализированных предприятий представляли из себя малые полукустарные предприятия полиграфической, легкой, пищевой промышленности и производства стройматериалов.
Говоря о результатах учета и национализации промышленности, газета "Красный Крым" от 8 декабря 1920 года сообщала о следующих показателях национализации промышленности Крыма: мыловаренных заводов – 8, винокуренных заводов – 5, пивзаводов – 5, стекольных заводов – 2, дрожжевых заводов – 1, уксусных заводов – 1, консервных фабрик – 5, клеевых, паточных и крахмальных фабрик – 6, фабрик повидла и варенья – 11, макаронных фабрик – 4, конфетных фабрик – 2, галетная фабрика – 1, колбасных фабрик – 4, мельниц – 46, текстильных фабрик – 17, кожевенных заводов – 19, типографий – 13. На каждой из фабрик работали в среднем от 5 до 20 рабочих.
Наиболее крупными объектами, подвергшимися национализации, являлись: Керченский металлургический завод – мощность 7.500 пудов чугуна в сутки, рудники Керченского и Феодосийского уездов с запасами железной руды в 60 млрд. пудов, месторождение нефти, серы и каменоломен Керченского полуострова, карьеров по добыче цементного сырья и Бешуйские угольные шахты под Бахчисараем .
Одним из крупных объектов национализации стал транспорт. К концу декабря 1920 года был национализирован весь морской транспорт, портовые сооружения, железные дороги, в том числе и строящиеся: линия Джанкой – Перекоп, узкоколейная ветка Бахчисарай – Бешуйские копи, 600 километров шоссейных дорог с мостами и зданиями, автомобильный и гужевой транспорт .
Завершением процесса учета и национализации стала проведенная в Крыму по указанию председателя Совнаркома РСФСР В. И. Ленина в апреле–мае 1921 года социально-демографическая, промышленная и сельскохозяйственная перепись. Для её проведения из Москвы было выделено Крыму 30 млн. рублей и 200 пудов бумаги .
При проведении национализации были допущены ошибки, которые затем отмечали и её организаторы. Так, председатель Севастопольского ревкома С. Крылов, спустя год писал: "Здесь необходимо отметить одну ошибку, совершенную нами. Вместе с крупными фирмами и магазинами были национализированы товары в мелких лавках и даже базарных ларьках. Этого, конечно, делать не следовало. Результаты малые, а озлобление мелкой буржуазии большое". Далее он отметил, что национализация торговли "дала небольшое количество товаров и продуктов, которые пошли в основном на снабжение армии и флота" .
Восстановление промышленности в 1921 году происходило очень непросто. На это влияли не только объективные факторы промышленной разрухи, доставшиеся в наследство новой власти от прежних режимов, периода гражданской войны, но и целый ряд собственных ошибок, в частности, продолжительное пребывание в Крыму почти полумиллионной группировки войск Южного фронта, привели к тому, что большая часть из доставшихся в качестве трофеев потребительских товаров и, прежде всего, тканей, кожи и продовольствия, ушли на военные заказы. Большая часть необходимого для промышленности сырья, материалов и оборудования была вывезена из Крыма на восстановление Донбасса .
В результате более менее была возобновлена работа легкой и пищевой промышленности, имевшей или получавшей сырье для выполнения в конце 1920 – начале 1921 года, военных заказов .
Другой причиной, затруднявшей восстановление промышленного производства, являлся недостаток его финансирования. Так программой восстановления промышленности Крыма в 1921 году, разработанного Крымсовнархозом, предусматривалось получение из центра 382 млрд. рублей, фактически было получено 42 млрд. рублей .
Более успешно проходило восстановление промышленности в Севастополе. Большим напряжением сил удалось возобновить работу основного промышленного предприятия города – Севастопольского морского завода, фактически закрытого в конце октября 1920 года незадолго до эвакуации войск Врангеля. На заводе было занято около 80% рабочих и служащих Севастополя. Несмотря на острейший топливный кризис в декабре–январе 1921 года завод продолжал работать, перейдя на дровяное топливо, пока в конце января 1921 года не начал поступать уголь из Донбасса. Выделенные вскоре 1 млн. рублей и несколько вагонов продовольствия позволили стабилизировать работу завода. В результате к концу 1921 года предприятие достигло 70% прежней мощности, было отремонтировано 89 судов и 3 дока .
Была восстановлена также работа всех средних предприятий, причем производительность полиграфической промышленности превысило довоенный уровень .
Восстановление промышленности было невозможным без преодоления топливного кризиса. Из собственных, довольно ограниченных энергоресурсов Крым имел месторождения каменного угля в поселке Бешуй недалеко от Бахчисарая. Проблема состояла не только в возобновлении добычи угля, но больше в его вывозе. С целью её решения Крымревком приказом № 133 от 17 декабря 1920 года возобновил строительные работы на железнодорожной ветке, соединявшей станцию Сюрень с Бешуйскими копями. Спустя четыре месяца, 28 апреля 1921 года, железнодорожная ветка вошла в строй и с её помощью добытые в январе – августе 1921 года 160 тысяч пудов бешуйского угля доставлялись во все районы Крыма . Координировала работу по добыче и распределению топливных ресурсов в Крыму созданная Крымским ревкомом 23 декабря 1920 года Крымская чрезвычайная топливная комиссия .
Ограниченность топливных ресурсов Крыма не давало ему возможности преодолеть топливный кризис самостоятельно, поэтому основная возможность в преодолении топливного кризиса в Крыму зависела от централизованных поставок. В течение 1921 года в Крым поступило из республик Кавказа 285 тысяч пудов нефтепродуктов и около 3 млн. пудов дров .
В преодолении топливного кризиса в Севастополе зимой 1920–1921 года помощь оказал Черноморский флот. Это позволило всю зиму не допускать перебоев в электро- и водоснабжении города .
По мере восстановления угольных шахт Донбасса в течение 1921 года и увеличении количества поставляемого оттуда в Крым угля, топливный кризис к осени 1921 года был в основном преодолен.
Говоря о положении в сельском хозяйстве и продовольственном вопросе в рассматриваемый период, необходимо отметить, что, несмотря на упадок сельского хозяйства Крыма оно находилось все же в лучшем положении чем промышленность и транспорт. Спад в его основных показателях по сравнению с довоенным периодом составлял от 10 до 20% .
Первыми шагами Крымревкома в сельском хозяйстве, как и в промышленности, стали меры по учету и национализации. Они, прежде всего, коснулись крупных помещичьих имений и племенных пород мясомолочного и рабочего скота, в большинстве своем находившегося в крупных частновладельческих имениях. Этому был посвящен Приказ № 108 Крымревкома от 14 декабря 1920 года "О взятии на учет и охране бывших частновладельческих имений, составляющих народное богатство Крыма".
Для управления этими имениями создавались рабочие комитеты в количестве 3–5 человек из числа занятых в них рабочих и служащих. Приказ № 9 Крымревкома от 19 ноября 1920 года опре6делял порядок регистрации и выдачи охранных свидетельств для поголовья племенного скота .
Для учета, заготовки и распределения продовольствия решением Обкома РКП(б0 и приказом Крымревкома 19 ноября 1920 года был создан Продовольственный комитет Крыма . Сразу же после своего создания Продовольственный комитет ввел продразверстку. В ходе её проведения зимой 1920–1921 года в продовольственный фонд Крыма было собрано 2 млн. 800 тыс. (400 тыс. тонн) пудов зерна, из которых несколько сот тысяч пудов было передано на посевные, остальное использовано для потребительских целей .
Начиная с декабря 1920 года, Крымревком приступил к коренным преобразованиям в сельском хозяйстве Крыма. На базе национализированных помещичьих имений к концу марта 1921 года было создано 978 совхозов, занимавших 1 млн. 150 тысяч десятин обрабатываемой земли . Эти преобразования проводились при активной поддержке из центра: так 3 марта 1921 года постановлением Совнаркома РСФСР на развитие совхозов Крыма было выделено 1 млрд. рублей .
К концу марта 1921 года дальнейшее проведение социалистических преобразований в сельском хозяйстве пришлось прекратить. Они вызывали резкое недовольство крымского крестьянства. При национализации имений и организации на их базе совхозов, были конфискованы вместе с частными помещичьими землями и земли, арендуемые крестьянами у помещиков. Кроме того, создание такого большого количества совхозов не позволило наделить дополнительной землей большинство нуждавшихся в ней крестьян, что также вызывало их недовольство против Советской власти. Реально оценив сложившуюся обстановку в селе, оперативно пошел на уступки крестьянству, и к концу мая 1921 года численность совхозов была сокращена более чем в 9 раз и составила 102 совхоза со 127 тыс. десятин земли. Образовавшийся излишек земельных площадей был использован для раздела её между крестьянами .
Кроме структурных преобразований в сельском хозяйстве Крымревкомом и местными ревкомами проводилась большая работа по проведению весенне-полевых работа 1921 года. В крупных городах Крыма из рабочих промышленных предприятий и специалистов воинских частей были созданы специальные отряды для работы в деревне, главным образом для ремонта сельхозтехники. Для проведения посевной кампании было выделено несколько тысяч сотен пудов зерна, в том числе 90 тысяч пудов по севастопольской зоне. Было восстановлено 50% довоенных площадей садовых и технических культур (по Севастополю около 85%) .
Таким образом, предпринятые меры давали надежды на восстановление довоенного объема сельскохозяйственного производства к осени 1921 года, и как следствие, подъем промышленности Крыма, большая часть которой состояла из предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и сырья. Однако этим планам не суждено было сбыться. Засуха летом 1921 года привела к гибели 42, 6% посевов (240.000 десятин), двух третей голов рогатого скота. Уцелевшие посевы зерновых культур дали максимум 10 пудов зерна с десятины .
Начавшийся в середине лета 1921 года голод охватил 25% населения Крыма. К концу 1922 года главным образом вследствие голода население Крыма сократилось на 21 процент .
Причиной голода 1921–1922 годов в Крыму помимо последствий общей экономической разрухи и засухи стало также и преждевременное и нерациональное израсходование запасов продовольствия в Крыму, собранных в ходе продразверстки зимой 1920–1921 года. Большая часть этих запасов была использована для снабжения многочисленной группировки армий Южного фронта, находившихся в Крыму в ноябре 1920 – январе 1921 года.
Одновременно с этим крымские власти не сумели вовремя соответствующим образом оценить складывающуюся обстановку и с опозданием обратились за помощью к центральным властям. В результате чего продовольственная помощь из центра (750.000 пудов хлеба) начала поступать только в конце 1921 года .
В результате голода в период сентября 1921-го – мая 1922 года в Крыму умерло до 120 тысяч человек, в Севастополе – около 15 тысяч.
Особенностью деятельности Крымского ревкома в области экономики в марте-октябре 1921 года и местных ревкомов в марте-августе 1921 года стало то, что этот период их деятельности совпал с переходом от политики "военного коммунизма" к "новой экономической политике", что заставило их в короткие сроки коренным образом менять свою социальную и экономическую политику.
Первоначально НЭП проводился в сельском хозяйстве, где он выразился в замене продразверстки продналогом и разрешением свободной торговли сельхозпродукции. Эти рыночные реформы в сельском хозяйстве регулировались декретами ВЦИК РСФСР от 14-го и 28 марта 1921 года, согласно которым продналог устанавливался в размерах в два раза меньше, чем предыдущая продразверстка. Сбор продналога возлагался на продовольственные комиссии соответствующих местных органов власти, кроме которых никакие другие государственные органы осуществлять сбор продналога не имели права. Сдавшему продналог, выдавалась специальная квитанция о сдаче продналога, которая одновременно служила документом на право на торговлю сельхозпродукцией. Сбор продналога осуществлялся на основании принятой 15 мая Совнаркомом РСФСР "Инструкции губпродкомам по сбору натурального налога" .
Началом осуществления новой экономической политики в Крыму стал Приказ № 373 Крымревкома от 31 мая 1921 года "О замене продразверстки продналогом" .
Согласно плану сбора продналога на 1921 год объем его сбора должен был быть в 3 раза меньше объемов продразверстки 1920–1921 года .
Затем началось проведение преобразований в рамках новой экономической политики в промышленности. С июня по ноябрь 1921 года в аренду частным лицам было сдано 158 предприятий . Одновременно с этим стали развиваться различные формы кооперации. К концу лета 1921 года в Крыму действовало 166 потребительских обществ, 150 кустарно-промышленных артелей, 56 кредитных и судосберегающих товариществ . В соответствии с новыми условиями строилась система торговли. К концу лета 1921 года доля государства в оптовой торговле составила 97%, в розничной – 27% .
В Севастополе проведение новой экономической политики началось намного раньше, чем в целом по Крыму. Уже 1 апреля 1921 года Севастопольский ревком разрешил свободную торговлю продовольственными товарами. Затем в городе была разрешена мелкая торговля на базаре, деятельность кустарей. Введенный за торговлю на базаре налог дал в апреле-мае 1921 года 200 млн. рублей в городскую казну. К июню 1921 года 67 мелких предприятий (из 70) были сданы в аренду; открылось 30 кустарных мастерских, создано 130 артелей кустарей, работало 60 кустарей-одиночек .
Таким образом, осуществление новой экономической политики на территории Крыма создавало предпосылки для существенного улучшения положения населения, однако засуха 1921 года и последовавший за ней голод, практически свел к нулю все наметившиеся положительные сдвиги.
Помимо задач по восстановлению того, что имелось, но было разрушено, Крымский ревком вскоре после своего созданий получил задачу, решение которой хотя и соответствовало природно-климатическим условиям Крыма, но для своего осуществления требовало начать большую работу по переустройству практически всех сторон его социальной и экономической сферы. Эта задача для Крымревкома была сформулирована в изданном 21 декабря 1920 года Советом народных комиссаров и подписанном В. И. Лениным декретом "Об использовании Крыма для лечения трудящихся". Согласно декрету в январе 1921 года в Крыму предусматривалось открытие санаториев и домов отдыха на 5.000 коек .
Претворение этого декрета в жизнь началось буквально спустя несколько дней после его издания, причем даже помимо крымских властей 29 декабря 1920 года комиссией из центра под руководством наркома здравоохранения Н. А. Семашко было создано Ялтинское курортное управление, в распоряжение которого было передано 65 зданий для организации в них санаториев и домов отдыха. Первая группа больных прибыла на лечение в Ялту уже к концу января 1921 года. Официальное открытие Ялтинского курорта состоялось 20 февраля 1921 года .
Такая оперативность объяснялась тем, что помимо широко известного декрета Ленина о Крыме как Всероссийской здравнице, еще в преддверие освобождения Крыма от белых Совнарком РСФСР принял постановление "О курортах Крыма и Кубани", согласно которому предусматривалась организация в этих районах зон массового отдыха трудящихся .
Началом непосредственной деятельности Крымревкома стало издание Приказа № 106 "Об организации в Крыму Всероссийской здравницы трудящихся", в котором, в частности, указывалось: "1) Ни одно из санаторных и курортных помещение не может быть занято и использовано ни для каких других целей кроме своего прямого назначения. 2) Все частные помещения (дачи, гостиницы и др.), могущие быть использованы для лечебных целей, передаются в распоряжение Управления санаториев и курортов. 3) Санатории и здравницы должны быть снабжены молочными фермами. 4) Медицинский персонал, работающий по курортному делу, по оплате приравнивается к медперсоналу, работающему в условиях эпидемии .
Для руководства курортной сетью было создано центральное управление курортов Крыма во главе с Д. И. Ульяновым. Весь полуостров был разбит по климатическим особенностям на курортные районы: Сакско-Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский (Южный Берег Крыма)), Керченско-Феодосийский .
Таким образом, в первом полугодии 1921 года были выполнены основные положения Декрета Совнаркома РСФСР от 21 декабря 1920 года и заложена основа для дальнейшего становления Крыма, как курортного региона к концу двадцатых годов, после преодоления голода 1921-22 гг. и его последствий.
Помимо программ курортного развития Крыма крымским властям с первых дней своей деятельности пришлось столкнуться с проблемами повседневной охраны здоровья населения, которое в условиях топливного кризиса холодной зимой 1920–1921 года и вызванной этим обострением санитарно-эпидемиологической обстановки, требовало к себе особого внимания.
Первые шаги Крымревкома в этой сфере были такими же, как и в других областях его деятельности. Ими стали учет и национализация. С этой целью Крымревкомом был издан ряд приказов, в том числе Приказ № 138 от 18 декабря 1920 года "О национализации аптек, запасов медикаментов, медицинской техники на территории Крыма"; Приказ № 142 от 20 декабря 1920 года определял порядок снабжения медицинских учреждений и больных, находящихся на лечении высококалорийными продуктами питания .
В результате проведенной работы к лету 1921 года сеть учреждений здравоохранения в Крыму значительно расширилась, их вместимость составила 3.920 койко-мест. Были открыты: Крымская детская больница, Дом матери и ребенка, Крымская психиатрическая больница в Симферополе, Бактериологический институт в Севастополе . Помимо Симферополя и Севастополя развитая сеть здравоохранения создавалась и в уездных городах, так, например, к сентябрю 1921 года в Керчи действовали 2 больницы, 1 поликлиника, 9 медицинских участков, 10 фельдшерских пунктов, 7 аптек. В них было занято 179 медработников, в том числе 20 врачей и 20 фармацевтов .
Немаловажное значение для поддержания здоровья людей имело создание условия для их полноценного отдыха. С этой целью Крымским ревкомом 1 марта 1921 года был издаг Приказ № 303 "Об установлении выходных и праздничных дней на территории Крыма". Он гласил: "Всем трудящимся предоставляется еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов. 1) Праздничными нерабочими днями объявляются: 1 января, 22 января (в честь 9 января 1905 года), 12 марта (День свержения самодержавия), 18 марта (День Парижской Коммуны), 1 мая, 7 ноября; 3) 8 христианский и 3 мусульманских праздника. Накануне выходных дней (кроме праздников) рабочий день – 6 часов .
Вся деятельность Крымревкома в области здравоохранения позволила несмотря на критическую обстановку, избежать обычно сопровождающих голод, массовых эпидемий.
Большое значение в деятельности Крымского ревкома занимали вопросы просвещения, науки и культуры, положение которых в тех условиях было просто критическим. Хозяйственная разруха грозила полностью уничтожить те немногочисленные ростки культуры, образования и научных знаний, которые сохранились в Крыму к моменту окончания гражданской войны.
Первыми действиями Крымского и местных ревкомов стали меры по учету, национализации и охране научных, культурных, просветительских учреждений и их материально-технической базы.
Первым шагом в области просвещения стал изданный Крымревкомом 30 ноября 1920 года Приказ № 57 "О перестройке работы учебных заведений". Согласно этому приказу все учебные заведения Крыма переходили в ведение государства, школа отделялась от церкви, отменялась плата за обучение, вводилось школьное самоуправление в лице школьных советов, состоявших из преподавателей и учащихся, отменялась система оценок.
Согласно этому же приказу в составе местных ревкомов создавались отделы народного образования, в ведение которых перешли все учебные заведения, расположенные в той или иной местности .
Вслед за школами Приказом № 122 Крымревкома от 16 декабря 1920 года, были национализированы и переданы в ведение отдела народного образования Крымревкома, детские приюты, сады и ясли .
Крымревкомом был принят также ряд мер для укрепления материальной базы образовательных учреждений. В течение 1921 года школам Крыма было передано 30 тысяч книг из национализированных частных библиотек .
С этой же целью в рамках подготовки к новому 1921–1922 учебному году Крымревком 4 июня 1921 года издал Приказ № 379, обязывающий все государственные ведомства и частных лиц передать в органы народного образования всё находящиеся в их руках школьное имущество .
Кроме налаживания системы школьного образования Крымревком уделял большое внимание ликвидации неграмотности среди взрослого населения Крыма, которая тогда составляла 48%. Для этой цели Приказом № 213 Крымревкома от 11 января 1921 года была создана Крымская чрезвычайная комиссии по ликвидации безграмотности (Крымграмчека"). Комиссия состояла из представителей обкома партии, отдела наробраза Крымревкома, профсоюзов, областного военкомата. Комиссии по ликвидации безграмотности создавались в количестве трех человек также в городах и уездах .
Сразу после своего создания "Крымграмчека" и комиссии по ликвидации безграмотности на местах приступили к созданию курсов по ликвидации безграмотности (ликбезы) и школ для малограмотных. К концу лета 1921 года в Крыму действовало 553 ликбеза и школ для малограмотных, в которых обучалось 16.122 человека. В результате деятельности этих организаций уже через два года количество неграмотных в Крыму сократилось в два раза .
Значительные изменения произошли в системе высшего образования. С целью создания условий для поступления трудящейся молодежи в университет в январе 1921 года при нем был открыт факультет рабочей молодежи (рабфак) со сроком обучения 6 месяцев. Для студентов рабфака предусматривался красноармейский паек, стипендия, места в общежитии. Вслед за Симферополем рабфаки были созданы в Севастополе и Керчи. В 1921 году в них обучалось 715 студентов .
К моменту прекращения деятельности Крымского ревкома в ведении его отдела народного образования находилось: 2 университета – Таврический в Симферополе и Боспорский в Керчи, 3 рабфака, 2 техникума, 21 профтешкола, 1.116 общеобразовательных школ, 237 библиотек .
С первых дней своего прихода к власти Крымревком большое внимание уделил печати и книгоиздательской деятельности. Приказом № 123 Крымревкома от 16 декабря 1920 года были национализированы все типографии на территории Крыма. Все типографии, работавшие на арабском шрифте, и печатавшие литературу на татарском языке были переданы Крымревкомом в распоряжение Татарского бюро при Обкоме РКП(б) . Реорганизация печатного дела в Крыму проходила на основании Приказа № 62 Крымревкома от 1 декабря 1920 года. Согласно этому приказу в составе Крымревкома был образован комитет по делам печати, в ведении которого находилось руководство газетами, издательствами и типографиями Крыма .
В конце 1920 – начале 1921 года в связи с острой нехваткой бумаги и денежных средств в Крыму выходили только две газеты: областная "Красный Крым" в Симферополе и городская "Маяк Коммуны" в Севастополе. В остальных крупных городах Крыма выпускались периодические листовки-бюллетени местных ревкомов. Весной и особенно летом количество газет в Крыму резко возросло, стали издаваться две газеты на татарском и одна на немецком языке. Весь 1921 год все газеты в Крыму распространялись бесплатно .
В феврале 1921 года распоряжением Крымревкома было создано Крымское государственное издательство ("Крымгосиздат"), которое уже к концу 1921 года выпустило в свет многотомную эпопею известного русского писателя С. Н. Сергеева-Ценского "Преображение России" .
Помимо печатных средств массовой информации Крымревком уделял большое внимание второму по значимости в то время средству массовой информации – кинематографу. Благодаря этому удалось спасти от разрушения и к середине 1921 года возобновить деятельность Ялтинской кинофабрики. Начиная с 1922 года, она смогла возобновить выпуск документальных и художественных фильмов .
В условиях послевоенной разрухи и вызванных ею социальной и моральной деградации общества, роста не только преступности, но и бытового вандализма, особое значение приобретала охрана культурных ценностей от хищения и порчи. Этому вопросу придавалось также большое значение в Москве, откуда 26 февраля 1921 года председателем СНК РСФС В. И. Лениным в адрес Крымского ревкома была направлена телеграмма с требованием принять решительные меры к охране произведений искусства, находящихся во дворцах и дачах Южного берега Крыма до прибытия специальной комиссии из Москвы .
Законодательной основой охраны служили издаваемые Крымревкомом и местными ревкомами приказы об охране или выдаваемые ими же охранные грамоты. В качестве примера можно указать на Приказ № 411 Крымревкома от 23 июня 1921 года "Об охране Никитского ботанического сала" , на дачу А. П. Чехова, выданная Ялтинским ревкомом . Охранная грамота, выданная 15 мая 1921 года Крымревкомом композитору А. А. Спендиарову на его дом в городе Судаке .
26 июля 1921 года прибывшей из Москвы комиссией СНК и ВЦИК РСФСП было принято решение в целях сохранения картинной галереи освободить дом Айвазовского в Феодосии от посторонних жильцов и учреждений, и использовать его только как здание художественного музея. 11 августа 1921 года Феодосийский художественный музей имени Айвазовского был открыт для посетителей .
Не полагаясь только на бумаги в деле сохранения культуры, ревкомы использовали для её охраны все средства, находящиеся в их распоряжении, вплоть до органов госбезопасности. Об этом свидетельствует изданный председателем Революционного военного трибунала и начальником особого отдела Черного и Азовского морей 11 января 1921 года совместный приказ для находившихся в их ведении в приморских районах Крыма революционных военных трибуналов, особых отделов и ЧК по вопросу охраны культурных ценностей. В приказе говорилось, в частности, следующее: "В городах побережья Крыма замечены случаи варварского отношения к предметам искусства, науки и литературы, как-то: картинам, гравюрам, научным трудам, приборам и инструментам, памятникам старины, книгам, рукописям. Имеют место случаи полного уничтожения названных предметов или же употребление их не имеющее ничего общего с их прямым назначением… Считая небрежное отношение к предметам искусства и науки или порчу их явно преступным. В целях борьбы с вышеуказанными преступлениями объявляется, что все лица, совершившие таковые, независимо от их личного и служебного положения, будут энергично преследоваться и подвергаться самым суровым репрессиям. Всем гражданам и должностным лицам вменяется в обязанность доводить до сведения местных ревкомов о месте нахождения библиотек, книгохранилищ, памятников искусства и старины, разных научных приборов и проч., о всех случаях варварского отношения к названным пред метам сообщать ревтрибуналам и особым отделам, а органам милиции задерживать лиц, виновных в подобных преступлениях их к законной ответственности" .
Все эти энергично проводимые Крымревкомом меры позволили сохранить без больших потерь материальную основу научных и культурных учреждений на территории Крыма.
Завершая рассмотрение деятельности крымских ревкомов, необходимо остановиться на той её стороне, которая в тогдашних условиях была не менее важной, чем борьба с голодом и болезнями. В обстановке, которая сложилась тогда в Крыму, поддержание правопорядка и общественного спокойствия было единственным способом для того, чтобы как можно скорее вывести из катастрофического положения, в котором он оказался после трех лет гражданской войны и смены пяти режимов за это короткое время.
Сложность создавшейся обстановки заключалась в том, что её дестабилизация происходила одновременно как изнутри, так и извне. Фундаментом внутренней дестабилизации, как уже неоднократно показывалось в вышеназванном материале, является крах крымской экономики. Её внешними проявлениями стал необычный рост как общеуголовной, так и политической преступности на территории Крыма. Помимо экономических причин это объяснялось и рядом военно-политических: проникновение вместе с частями Красной армии в ноябре 1920 года в Крым группировки махновцев, возглавляемой Каретниковым, численность в 5.000 человек. С первых же дней своего пребывания в Крыму, развернувших волну грабежей и убийств, значительную часть которых ряд антикоммунистически настроенных историков отнес на счет красного террора, так как первыми жертвами анархистов-махновцев становились представители состоятельных слоев населения. Кроме этого значительная часть офицеров и солдат врангелевской армии, не сумевшие эвакуироваться, и по разным причинам не желавшие сдаваться в плен, ушли в горнолесных районы Крыма. Там же продолжали действовать и ряд бывших крымских партизан, отвыкших от мирной жизни и не желавших возвращаться к производительному труду.
Всего к концу декабря 1920 года в Крыму действовало около 200 банд различного характера общей численностью около 10.000 человек.
Особенно напряженное положение в результате активизации к концу 1920 года бандитской деятельности, сложилось в Симферопольском, Севастопольском, Бахчисарайском, Ялтинском и Карасубазарском уездах. Бандитизм серьезно замедлял восстановление разрушенной экономики. Так, зимой 1920–1921 годов не прекращались бандитские нападения на строившуюся узкоколейную железную дорогу Сюрень-Бешуйские копи, с целью сорвать снабжение Крыма топливом .
Помимо внутренних экономических и военно-политических причин, активизации бандитизма в Крыму, особенно политического, способствовала и внешняя политическая обстановка, сложившаяся к тому времени вокруг РСФСР и входившего в её состав Крыма. Несмотря на формальную отмену морской блокады вокруг РСФСР странами Антанты еще 16 января 1920 года , она в бассейне Черного и Азовского морей фактически продолжалась и зимой 1920–1921 года. Так, например, в январе 1921 года французским миноносцем было потоплено советское торговое судно "Зейнаб", а в феврале 1921 года несколько других судов получили повреждения при задержании их военными кораблями стран Антанты, находившимися в Черном море .
Все это приводило к тому, что среди населения Крыма в конце 1920 – первой половине 1921 года распространялись настроения о неизбежности в ближайшее время иностранного вторжения и непрочности советской власти в Крыму.
Эти же настроения заставляли находившиеся в горах различные антисоветские повстанческие группировки продолжать борьбу и даже активизировать свою деятельность.
Мнение о возможности антисоветского десанта в Крым были далеко не беспочвенные и помимо активности иностранных военных кораблей в Черном море имели под собой и ряд других серьезных оснований и, прежде всего то, что в нескольких сотнях километров от Крыма в Турции на Галиполийском полуострове, разместились эвакуировавшиеся из Крыма войска и эскадра Черноморского флота, находившиеся под командованием генерала Врангеля.
Несмотря на эвакуацию и тяжелые условия проживания в галиполийских лагерях, армия Врангеля в первой половине 1921 года представляла из себя серьезную силу. В феврале 1921 года во время смотра врангелевских войск было установлено, что в составе их трех корпусов насчитывалось 48.319 солдат и офицеров. В составе врангелевской Черноморской эскадры свыше 100 боевых кораблей и транспортных судов. Это позволяло Врангелю планировать возможные варианты десантов в Крым или на Кавказ .
Помимо разработки планов, врангелевский штаб предпринимал для подготовки возможных десантов ряд практических мер путем непрерывной засылки в первой половине 1921 года в районы планируемых десантов диверсионных и разведывательных групп, которые, в первую очередь, стремились установить контакты с антисоветскими повстанческим движением и совместно с ним, помимо разведывательной и диверсионной деятельности, вели среди населения агитацию о скором возвращении врангелевских войск .
Возможность для такого рода деятельности врангелевскому командованию давала довольно щедрая помощь западных стран. Так, например, только правительство Франции выделило на содержание врангелевских войск в декабре 1920 – апреле 1921 года 200 млн. франков, не считая гуманитарной помощи продовольствием, медикаментами, одеждой со стороны разного рода благотворительных организаций, прежде всего, американских .
Таким образом под влиянием внешних и внутренних факторов обстановка в Крыму создавала чрезвычайно благоприятную среду для преступности во всех её проявлениях. В этих условиях необходимо было как можно скорее создать систему правоохранительных органов Крыма. В условиях ноября 1920 – января 1921 года, когда Крым находился на положении прифронтовой полосы и на его территории действовали законы военного времени, функции общего руководства и налаживания деятельности правоохранительных органов, были возложены на подразделения армейской и флотской контрразведки в лице Особых отделов.
Первоначально это был особый отдел Крымского ревкома, однако он фактически, не успев приступить к работе, был Приказом № 7 Крымревкома от 18 ноября 1920 года "О предоставлении Особому отделу 6-й армии прав и полномочий Особого отдела Крыма", упразднен, а его функции были переданы Особому отделу 6-й армии. А с 29 ноября 1920 года – Особому отделу 4-й армии Южного фронта .
Местными органами правопорядка становились особые отделы дивизий 4-й армии, находившиеся в той или иной местности. В приморских городах и населенных пунктах действовали особые отделения и военно-контрольные пункты Особого отдела Черноморского флота (Особый отдел Морских Сил Чёрного и Азовского морей), созданного еще в октябре 1920 года на базе Особого отдела 9-й Кубанской армии .
По мере вывода войск из Крыма, начиная с середины декабря 1920 года, и постепенной отмены военного положения, функции, исполнявшиеся Особыми отделами на территории Крыма, начали передаваться создаваемым в городах и уездах Крыма ЧК и управлениям милиции.
Приказом № 67 Крым
Geptral
Мичман
Мичман




Пришёл: 01.06.2003
Сообщения: 301
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пт, 11.12.2009, 11:46             цитировать    

404

Последний раз редактировалось: Geptral (Пт, 05.02.2010, 03:28), всего редактировалось 1 раз
Kraft
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант



Возраст: 45
Пришёл: 09.02.2008
Сообщения: 923
Откуда: Оружейная столица России
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Сб, 12.12.2009, 10:43             цитировать    

А ссылку на PDF например жалко сделать?
Мне например эти простыни читать неудобно. Даже на Графской было лучше.
Ничего личного, но...
Неудобно.
sasa
Лейтенант
Лейтенант




Пришёл: 12.01.2009
Сообщения: 669
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Сб, 12.12.2009, 05:34             цитировать    

Читать можно, но в сравнении с мемуарами Петра Врангеля, конечно по другому , наверно писалось при комунистах на злобу дня..
Но факт один , молодцы большевики,( не то что нынешнее племя , точно богатыри были) не только власть взяли , но и после стольких лет Гражданской войны и сответственно дикой разрухи, начали приводить все в порядок.
А вот путь привода в порядок,чувствую, кровавый был.
И к зерну на Западе Российскому привыкли.. ну в смысле покупать у нас , модифицированых продуктов не было как сегодня чтоб такую араву людей кормить.
Видно поэтому Англия и откозала Правительству Юга России в помощи и пошла на переговоры с большевиками , просветите, тот же Керзон , вел перговоры.
Врангель был обречен , у Зарубиных четко написано , что бы воевать нужна армия, а что б армию кормить нужна территория, а Крым маловат.
Эх вот если б поляки с Петлюрой сильнее были, но видно не судьба...
С уважением Александр.
А вообще все беды наши от постояной подготовки к войне , мы тратим деньги не на людей а на военку... и получается как всегда.
Показать сообщения:   
Создать     Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001-2008 phpBB Group

© 1997-2008, Sevastopol.ws
Executed in 0.165 sec, 19 queries